Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Технологии Бизнеса

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Новости "Планеты КИС" (КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ)
http://www.RussianEnterpriseSolutions.com
Выпуск 27 от 19/04/00

+ + +

6-й ежегодный ИТ-СИМПОЗИУМ/ВЕСНА-2000
("Компьютерный бизнес России-II")

"Информационные технологии в России: перспективы развития"
Исследования рынка. Анализ технологий. Прогнозирование.
27-28 апреля 2000 г.
(подробности -- на сайте www.edc.ru или по адресу: rcgroup@aha.ru)

Панельная дискуссия:
"Российский рынок ERP-систем: что первично - потребности клиентов или
возможности поставщиков?"

Темы: тенденции развития мировых и отечественных программных продуктов этой
категории, степень соответствия спроса и предложения: догоняем или ведем
за собой?, как скоро исчезнут незаполненные ниши?

Ведущий: Е. Монахова, зам. гл. редактора PC Week/RE, эксперт RC Group.
Участники (предварительный список): Oracle, Columbus IT Partner, Robertson
& Blums, ICL-КПО ВС (Казань), "Галактика", "АйТи","Цефей".
Представители ИТ-подразделений российских предприятий.

+ + +

Обновлен раздел "Подсказка"
http://www.RussianEnterpriseSolutions.com/help.html

+ + +

Очередная книга Сергея Бобровского "Delphi 5: Учебный курс" занимает первое
место в рейтинге издательства "Питер-Пресс".

В книге можно найти:
- Полное описание языка Object Pascal;
- Подробное описание всех компонентов VCL (около 200);
- Новые возможности отладки;
- Понятие и принципы работы баз данных и СУБД;
- Практические примеры, касающиеся всех аспектов проектирования и создания
БД;
- Краткое введение в SQL;
- Средства анализа данных и принятия решений;
- Работа с клиент-серверными СУБД и расширенная поддержка InterBase 5.x-6.0;
- Создание распределенных приложений;
- Практические примеры разработки DCOM- (с использованием сервера
транзакций MTS) и CORBA-объектов;
- Построение многоуровневых приложений (технология MIDAS);
- Доступ к данным с помощью технологии ADO;
- Введение в программирование для Интернета;
- Создание распределенных многопользовательских Интернет-приложений для
TCP/IP-сетей на базе сокетов;
- Создание web-серверных приложений;
- Доступ к БД из web-серверных приложений;
- Быстрая разработка web-серверных приложений с доступом к данным на основе
MIDAS;
- Создание собственных VCL-компонентов и ActiveX-компонентов;
- Создание активных форм;
- Разработка программ, инсталлируемых на Панели управления;
- Управление работой офисных приложений;
- Создание справочной системы;
- Поддержка групповой работы (Система TeamSource);
- Поддержка национальных языков;

И многое другое :)

+ + +

       Крутой тираж
       Елена Монахова

Информация о первых конвейерах уходит корнями в далекое прошлое. Эти
устройства, призванные обеспечить непрерывность какого-либо процесса и
снизить его трудоемкость, использовались уже за несколько тысячелетий до
нашей
эры в Китае, Индии, Египте. Имя создателя конвейера в истории не
сохранилось, но это, несомненно, был гениальный человек.
Тиражирование программного обеспечения, внедряемого в многофилиальных
организациях, - тот же конвейер со своей производительностью, скоростью
движения, жесткими требованиями к соблюдению сроков. "Конвейерное"
внедрение и сопровождение программных продуктов подразумевает наличие у
исполнителей уникальной технологии и высокой организационной дисциплины.
Над тем и над другим пришлось потрудиться сотрудникам казанской фирмы
ICL-КПО ВС, привлеченным к работам по вводу в эксплуатацию однотипного
бухгалтерского ПО в филиалах территориально-распределенных структур, таких,
как "Межрегионгаз", "Таттелеком", сеть почтовых отделений Татарстана.

Об истории разработки "конвейерной" технологии и о результатах ее
применения рассказывает Галина Карих, директор научно-технического центра
финансовых систем фирмы ICL-КПО ВС.

- Когда мы начинали работу в рамках одного из крупнейших контрактов с
"Межрегионгазом" (примерно три года назад), возникла необходимость
"привести к общему знаменателю" работу 60 филиалов, входящих в эту
организацию. Стояла задача как можно оперативнее реализовать возможность
передачи из филиалов единообразной финансовой информации в Главное
управление для консолидированной отчетности. Для этого необходимо было
создать некоторую технологию, позволяющую в ограниченные сроки перевести
разбросанные по всей стране филиалы на одинаковые программные продукты и
обеспечить их сопровождение.

Разнообразие бухгалтерского ПО, используемого в разных подразделениях
"Межрегионгаза", просто потрясало: одни работали на "Парусе",
другие - на
"1С", третьи - на "БЭСТе". Предстояло всех перевести на один
продукт (для
чего была выбрана бухгалтерская система "БАРС", разработанная одним их
филиалов "Межрегионгаза"), а консолидацию осуществлять с помощью системы
"Эталон" фирмы "Цефей". В качестве генерального подрядчика выступила
фирма
ICL-КПО ВС, отвечающая за тиражирование "БАРСа" во всех 60 филиалах.

По существу процесс разбился на две фазы - внедрение и сопровождение и
подразумевал формирование для каждой из них своей технологии.

Внедрение

Наше подразделение уже имело опыт работы с бухгалтерскими программами,
однако "БАРС" был для нас новым продуктом и сначала пришлось освоить его
самим с помощью представителей фирмы-разработчика (на что ушло примерно две
недели). Параллельно с этим мы набирали людей что называется "с улицы",
которые впоследствии должны были, пройдя соответствующую подготовку,
"понести знания в массы", т. е. выступить в роли преподавателей для
бухгалтеров из филиалов "Межрегионгаза", а также обеспечить процесс
внедрения системы. (Понятно, что люди "с улицы" были профессиональными
бухгалтерами.) Таким образом, обучение получилось трехступенчатым.

План обучения сотрудников филиалов составлялся по особой схеме, которая в
упрощенном виде выглядела так: бухгалтерский учет (как дисциплина) был
разбит на две основные части - в первой сгруппировали все, что касается
движения материальных ресурсов, а во второй - зарплату и прилегающие
разделы (касса, подотчетники и пр.). Группа обучения формировалась по 8
человек по категориям: администраторы системы, главные бухгалтеры, первые и
вторые бухгалтеры, каждый из которых изучал, как отражен в программном
продукте определенный раздел бухучета. Всего обучилось около 250 человек из
всех филиалов.

Мы старались, чтобы внедрение системы в каждом конкретном филиале
"Межрегионгаза" шло следом за обучением. Получился серьезный сетевой
график, и мы строго следили, чтобы он соблюдался (иначе нарушился бы весь
процесс). Обучение персонала одного филиала занимало не более двух недель,
а 60 филиалов - около 3 месяцев.

Затем, опять-таки по жесткому графику, начиналось внедрение, длившееся
примерно месяц. Сначала выезжал первый консультант (специализирующийся на
тех участках учета, которые изучали первые бухгалтеры), затем второй,
проверяющий работу предыдущей группы и охватывающий новые разделы учета, и
т. д. С третьей недели уже подключалась "горячая линия" - начинали
консультировать внедренцы, завершившие свою часть работы в филиале. В конце
месяца, по завершении четвертой недели внедрения системы, производилось
совместное закрытие месячного баланса, получение необходимых данных для
консолидации в Главном управлении. В случае успешного результата считается,
что филиал сдан, и он ставится на сопровождение.

График работ оптимизировался еще и территориально: каждый наш консультант
вел внедрение последовательно в двух филиалах, расположенных недалеко друг
от друга. Таким образом мы экономили время (и средства) на перемещениях.

Весь цикл внедрения системы "БАРС" вместе с обучением сотрудников 60
филиалов занял у нас около девяти месяцев.

Сопровождение

Руководство "Межрегионгаза" пыталось поначалу отказаться от сопровождения
бухгалтерской системы силами наших специалистов (за него же деньги надо
платить!). Приходилось с цифрами в руках, ссылаясь на "Гарант", "Кодекс"
и
прочие правовые системы, объяснять, сколько изменений в российском
законодательстве происходит за один год. А потом пришла мысль, что надо
разработать стандарт на сопровождение, описав все свойственные ему
процессы. Мы работали полгода над этой задачей: подняли все ГОСТы,
касающиеся сопровождения ПО, осмыслили их в приложении к конкретной задаче,
и в результате появился довольно объемный труд - "Технология сопровождения
программных продуктов", в котором подробно расписаны все операции,
последовательность и сроки их выполнения, приведены даже своеобразные
технологические карты. (Сначала этот документ был разработан конкретно под
проект в "Межрегионгазе", но сейчас уже существует более абстрактный
базовый вариант, применимый к разным комплексам.)

Самый главный процесс в сопровождении ПО для многофилиальной структуры -
ведение эталонной базы и нормативно-справочной информации. Ведь если каждый
филиал будет творить что-то свое, то консолидация будет невозможна.
Поэтому одна из наших основных задач - поддерживать эталонную базу, т. е.,
по существу, следить за соблюдением единой учетной политики во всем
"Межрегионгазе". При изменении этой базы в соответствии с изменяющимся
законодательством практически одновременно производятся изменения в
филиалах.

Еще один важный аспект сопровождения - информационное обслуживание,
осуществляемое консультантами ICL-КПО ВС через "горячую линию".
Консультационный центр работает в дежурном режиме, но когда идет сдача
отчетности, то техподдержка оказывается в течение удлиненного рабочего дня.

Копии реальных баз данных всех 60 филиалов (со всеми их специфическими
настройками) находятся в нашем центре, и мы ежемесячно их обновляем.
Поэтому, отвечая на вопросы пользователей, консультанты имеют дело с
конкретными базами. К тому же у нас предусмотрено моделирование сбойных
ситуаций на реальной БД клиента. Причем все консультации регистрируются в
нашей базе данных (с ней работает специальная программа "обработчик
консультаций") и разбиваются по категориям, чтобы потом информацию о них
было удобно сводить в отчеты и анализировать. Если из какого-то филиала
стало поступать слишком много вопросов, значит, надо вызывать людей на
обучение. (Вообще говоря, руководители филиалов иногда запрашивают у нас
даже информацию о квалификации своих бухгалтеров.)

Ну и еще один тонкий вопрос, связанный с сопровождением, - внесение
изменений в ПО, а также тестирование функциональных доработок и новых
версий программного продукта. Когда к нам приходит новая версия (или
доработка, сделанная по нашему техническому заданию), мы проводим сквозное
тестирование всей системы (этим занимаются от трех до пяти консультантов) и
при обнаружении ошибок отправляем ее обратно разработчикам. Здесь тоже
ведется строгий контроль всех наших действий, чтобы в любой момент можно
было представить заказчику отчет по доработке и тестированию - сколько
времени на это было потрачено и почему, чтобы он понимал, за что платит
деньги. Когда с нашей стороны замечаний к новой версии нет, мы посылаем ее
в два-три ближайших к нам филиала, и только получив от них подтверждение,
что все в порядке, начинаем тиражировать новую версию на остальные филиалы.
Тогда все идет быстро и со стопроцентным результатом.

В общей сложности "Межрегионгазом" на этапе внедрения занималось 24
консультанта-бухгалтера из ICL-КПО ВС, а на этапе сопровождения -12, с
увеличением численности в зависимости от количества выездов в филиалы.

Лишнего не берем

Окончательная цена сопровождения складывается из постоянной и переменной
частей.

В постоянной части - те работы, которые делаются ежедневно: ведение
эталонной базы, ведение подлинников программной документации и "горячая
линия". Это рассчитывается в зависимости от затрат, от удаленности от
заказчика и ряда других показателей. А дальше идет переменная часть.
Появилось изменение в ПО - работа с ним калькулируется по соответствующей
тарифной сетке. Есть специальные акты, где все фиксируется. Такой вариант
расчетов удобен для наших заказчиков. Они знают, что есть постоянная
стабильная часть, а на переменной они могут и сэкономить, если подучат
людей, подберут хороших специалистов.

Еще в переменную часть входят работы, связанные с изменениями в
законодательных документах, поскольку невозможно предугадать, когда они
появятся и в каком объеме. Этим занимается отдельный консультант, который
просматривает правовые системы, периодические специализированные издания и
юридическую литературу. Он как бы заранее готовится к изменениям. Кроме
того, консультант прописывает всю методику, определяющую, как они должны
быть реализованы в системе, и отправляет ее разработчику в виде постановки
задачи. Эта операция является частью процесса сопровождения.

Сейчас в "Межрегионгазе" процесс отлажен, и бухгалтеры из филиалов
приезжают в Главное управление только один раз в квартал для сдачи
квартального баланса, ежемесячные же итоги пересылаются в электронном виде.
И на этом экономится немало денег, ведь филиалы-то разбросаны по всей
стране.

После того как были продемонстрированы результаты в "Межрегионгазе", мы
получили контракт с ГУП УЭС "Таттелеком", где нужно было охватить 49
филиалов по Республике Татарстан, перевести их на бухгалтерскую систему
"БЭСТ-4" фирмы "Интеллект-Сервис". Сейчас там уже идет сопровождение.

А в активной фазе работы со следующим "распределенным клиентом" - казанской
почтой "Татарстан Почтасы" при Минсвязи Татарстана, насчитывающей 44
филиала, расположенных также в Татарстане. Там внедряется "БЭСТ-4". Но
это
не принципиально, по нашей технологии можно тиражировать любой программный
продукт. Что внедрять - нам абсолютно все равно.

+ + +

       Software AG - от проекта к проекту
       Сергей Бобровский
http://www.RussianEnterpriseSolutions.com/projects/sag.html

Обычно в России фирмы неохотно знакомят журналистов со своими завершенными
проектами. Однако часто внимательный анализ лучших работ дает пищу для
размышлений. В данной статье вкратце рассмотрен ряд проектов компании
Software AG, выполненных с помощью линейки ее продуктов. Кому-то может
показаться интересной та или иная бизнес-идея, а кому-то - техническая
реализация.

+ + +

       Интернет-трейдинг на РИФе
       Сергей Аврин
http://www.RussianEnterpriseSolutions.com/news/y00/it2.html

17 марта в рамках IV Российского Интернет-форума состоялся семинар
"Финансовые Интернет-услуги", значительное место на котором было уделено
вопросам торговли ценными бумагами через Интернет (Интернет-трейдингу). На
РИФе эта тема была поднята впервые, что еще раз подтверждает тезис о
постоянно растущем интересе к данному сегменту финансового рынка. Сегодня,
когда кризис фактически кончился, Интернет-трейдингом интересуются все
участники этого рынка: и биржи, и брокерские фирмы, и инвестиционные
компании. Объясняется это тем, что торговля ценными бумагами через Интернет
способна не только увеличить обороты этих организаций, сохранив их
клиентскую базу, но и преумножить число клиентов, одновременно снизив
операционные расходы. Конечно, подобный интерес во многом можно считать
следствием кризиса, однако Россия в этом не одинока: указанная тема активно
обсуждается на страницах западных изданий, а в 1999 г., по зарубежным
данным, онлайновыми услугами при торговле ценными бумагами воспользовались
около 12 млн. инвесторов, что обеспечило примерно 33% объема оборота рынка.

В статье рассмотрены основные вопросы и конкретные системы
Интернет-трейдинга

+ + +

       От "кусочной" до полной автоматизации
       Елена Монахова

Баронов В. В., Калянов Г. Н., Попов Ю. И., Рыбников А. И., Титовский И. Н.
Автоматизация управления предприятием. Серия "Секреты менеджмента". М.,
Инфра-М, 2000.

Повышающийся спрос на информацию по ERP-системам рождает адекватные
предложения. Таков закон рынка. За последний квартал появились уже два
издания, авторы которых акцентируют свое внимание на методах управления и
на их реализации в автоматизированных системах управления предприятием
(АСУП). Не успели мы написать об одном из них в PC Week/RE   4, с. 2, как в
конце марта в издательстве "Инфра-М" вышла новая книга пяти авторов под
названием "Автоматизация управления предприятием" (240 стр., 3 тыс. экз.),
открывающая серию "Секреты менеджмента".

В хорошо оформленном издании содержится систематизированная информация по
следующим темам:

- методы управления предприятиями (теория управления и ее отражение в АСУП,
типы и модели предприятий, концепции MRP, MRP II, ERP, APS, небольшой
глоссарий по терминологии ERP);

- жизненный цикл АСУП (этапы жизненного цикла и его наиболее
распространенные модели, формирование и анализ требований к АСУП,
использование различных методологий и средств анализа АСУП - DFD, ERD- и
STD-диаграмм, средств тестирования и отладки и пр.)

- подходы к автоматизации (преимущества и недостатки частичной и полной
автоматизации, интеграция на базе ERP-систем);

- планирование процесса автоматизации (стратегический план и оценка его
эффективности, учет ограничений, сложность оценки эффективности инвестиций
в ИТ, связь автоматизации с реорганизацией предприятия);

- классификация АСУП (заказные и адаптируемые, классификация по типам
производства, по типу принимаемого решения, по уровню исполнения и пр.)

- выбор АСУП (некоторые критерии выбора тиражных систем, возможные подходы
к оценке общей стоимости владения АСУП, анализ факторов риска и способы
управления ими);

- управление процессом внедрения и эксплуатации АСУП (типовой план
внедрения, сопровождение и доработка системы, тестирование, обучение и
другие виды работ этого этапа).

В книге есть приложение, содержащее краткие характеристики пяти
интегрированных систем управления различных категорий (Oracle Applications,
SAP R/3, Baan IV, Renaissance, "БОСС-Корпорация").

Наибольшее внимание авторы уделили методам и концепциям управления
предприятиями, а также средствам анализа, моделирования и проектирования
АСУП. Разделы же, посвященные выбору тиражируемых систем, представлены, на
мой взгляд, недостаточно полно. Тем не менее на сегодняшний день это
наиболее серьезное на российском рынке издание, дающее представление о
разных подходах к управлению предприятиями (в том числе и с позиций
международных концепций MRP/ ERP) и к стратегии автоматизации

+ + +

       VB 7 будет объектно-ориентированным
       Андрей Колесов

Судя по предварительной информации, полученной от корпорации Microsoft,
пользователей новой версии Visual Basic 7.0, которая должна появиться в
течение ближайшего года, ждет целый ряд приятных сюрпризов. О значимости
этих новшеств говорит и тот факт, что на проходившей в середине февраля в
Сан-Франциско конференции Visual Basic Insider's Technical Summit их
представил сам президент Microsoft Стив Балмер. Там же, на конференции,
было проведено несколько технических демонстраций на базе существующей
сегодня альфа-версии VB 7.0.

Как стало известно, главные расширения новой версии будут связаны с
изменениями в базовом языке VB, работе с Web-формами и использовании
Web-технологий. Модификация языка определится в основном реализацией
объектно-ориентированной модели программирования и будет состоять из
следующих элементов:

- наследование, основанное на применении кода и визуальных методов.
Обещано, что VB 7.0 будет иметь полностью объектно-ориентированный язык со
всеми его атрибутами - наследованием, инкапсуляцией, полиморфизмом,
перегрузкой (overloading) и параметризованными конструкторами. Кроме того,
появится возможность создавать шаблоны формы и расширять их через
наследование;

- многопотоковость. VB часто критикуют как совершенно неподходящий
инструмент для создания серверных Web-приложений. Добавление
многопотоковости должно уменьшить число подобных жалоб;

- структурная обработка особых ситуаций. Новая версия позволит обрабатывать
ошибки без ужасных конструкций GOTO, которые мучат программистов со времен
древнего GW Basic. Теперь будет применяться тот же подход, что и в Cи++
или Java.

Кроме собственно языка необходимо отметить еще две будущие новые функции VB
7.0:

- Web-формы. Эта технология подразумевает, что VB-программисты смогут
формировать Web-интерфейсы почти так же, как они создают формы Windows.
Используя разнообразные инструментальные средства, специально
сгенерированные для поддержания любой версий HTML, и метод "перетащи и
оставь", можно будет создавать пользовательский интерфейс на базе Web и
писать сервер-ориентированный код для каждого объекта таким же образом, как
это делается для форм на базе Windows. Код для Web-форм постоянно
находится на сервере, а HTML генерируется "на лету". Элементы управления
Web-формами преобразуются в HTML-объекты по мере выполнения кода на
сервере. Как обещает Microsoft, VB 7.0 будет использовать первоклассный
HTML-редактор, который войдет в состав Visual Studio и сможет поддерживать
работу с различными версиями HTML (например, 3.2, 4.0, или XML);

- Web-услуги, предназначенные для упрощения бизнес-общения через интра-сети
и Internet. Как заявил во время демонстрации этих функций представитель
Microsoft: "Они проще для развертывания и управления, чем DCOM". Web-услуги
- платформно-независимая технология, основанная на протоколе доступа к
простым объектам (Simple Object Access Protocol, SOAP) и поддержке
стандарта XML, стремящаяся к совместимости с Unix и Linux.

Эксперты, обсуждая инновации в VB 7, пользуются определениями типа
"превосходящие все ожидания". В этой связи интересен комментарий редактора
журнала VBPJ Патрика Мидера: "Новшества VB 7.0 способны вызывать
негодование как со стороны критиков, так и со стороны давнишних
пользователей этой системы". Причиной недовольства первой группы станет то,
что у них выбьют из рук многие аргументы, направленные против VB. А гнев
второй можно будет объяснить простым вопросом: "Почему, чтобы дождаться
этих функций, мы были вынуждены ждать шесть предыдущих версий в течение
почти десяти лет?".

Действительно, парадокс VB заключается в том, что это далеко не самое
изысканное средство разработки несколько лет назад превратилось в наиболее
массовый инструмент создания приложений, используемый как в небольших
фирмах, так и в крупных корпорациях. И это при том, что в нем явно не
хватало многих функций, давно реализованных в конкурирующих системах.
Microsoft явно не торопилась включить их в VB, расширяя его возможности
строго дозированными порциями. Напомню, что создавать повторно используемые
компоненты (причем исключительно в виде OLE-объектов) стало возможно
только в версии 4.0, а компилятор, генерирующий настоящий машинный код,
появился лишь в VB 5.0.

Однако, говоря о будущих достоинствах VB 7.0, следует отметить некоторые
потенциальные проблемы с внедрением этой версии. Например, вопрос о том, в
какой степени сообщество разработчиков готово к такому довольно
радикальному расширению возможностей VB, представляется не столь простым.
Ведь объектно-ориентированные методы программирования предъявляют более
серьезные требования к квалификации разработчика, на которого
перекладываются многие проблемы обеспечения работоспособности программы.

Не менее важной является поддержка определенного уровня обратной
совместимости версий (сверху-вниз). Серьезные структурные изменения
инструмента могут привести к тому, что традиционная миграция приложений из
VB 6.0 в VB 7.0 не приведет к функциональному расширению этих прикладных
систем за счет простого использования новых возможностей. Вполне вероятно,
что применение новшеств потребует радикального преобразования приложений на
структурном уровне.

Тем не менее такое решительное изменение технологий VB представляется
вполне оправданным и, более того, совершенно необходимым, учитывая растущую
конкуренцию в сфере инструментальных средств, и в первую очередь со
стороны Java.

+ + +

Если статья снабжена ссылкой, значит в рассылке она публикуется в
сокращении.

+ + +

Выскажите свое мнение по обсуждаемым нами вопросам -- пишите на
Bobrovsky@RussianEnterpriseSolutions.com

Спасибо всем, кто присылает письма.

Ведущий рассылки: Сергей Бобровский

+ + +

Полные тексты статей, Форумы и другие материалы -- на сайте
http://www.RussianEnterpriseSolutions.com

Воспроизведение материалов "Планеты КИС" разрешается только при
наличии гипертекстовой ссылки на сайт

= = =


http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное