Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

KinoMania.Ru - все о кино, актерах, фильмах и многом другом.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости кино от www.kinomania.ru

 

Сегодня в номере:

Внеочередная рассылка полностью посвящена комментарию закрывшегося на прошлой неделе Каннского Кинофестиваля

На этой неделе на сайте откроется отдельный раздел, посвященный Каннскому кинофестивалю - следите за обновлениями.


По итогам КАНН-2003
КАК АМЕРИКАНСКИЙ СЛОН ИСКУПАЛСЯ ВО ФРАНЦУЗСКОМ БАССЕЙНЕ

Многие голоса аккредитантов Каннского кинофестиваля после финальной церемонии вручения "Золотых пальмовых ветвей" в унисон запричитали о бесцветности основного конкурса и вызывающем решении жюри, обманувшего всех - и зрителей, и критиков, и самих участников. Оно даже обмануло бессменного президента фестиваля Жиля Жакоба, поместившего в программу пять французских фильмов, ни один из которых так и не познал славы. Отнюдь, два самых ценных приза увезла Америка, в ответ на политику которой Жакоб и сместил акценты в сторону родной кинематографии. Ларс фон Триер, Клинт Иствуд, Питер Гринуэй, Франсуа Озон - их скандально предпочли не заметить. В этом весь Канн...

Российский рекордсмен по единоличному представлению России в конкурсной программе Каннского международного кинофестиваля (он участвовал в нём уже четырежды), режиссёр Александр Сокуров в интервью прессе назвал этот смотр мирового авангарда самым авторитетным для деятелей киноискусства. Персона, от которой всегда исходит чувство гармонии и глубинного понимания самых близких нам сторон бытия, невольно подтвердил само естество Канн, заключающееся в том, что каждый раз их пытаются прогнозировать, каждый раз они шокируют результатами, но всё повторяется на следующий год. И так уже 56-ой раз к ряду. Можно сказать, что Канн делает погоду, а не погода Канн. Разумеется, с этим пытаются бороться те, кто варит эту погоду - боссы мейнстримной индустрии, западные журналисты, политики, и конечно же публика. Среди неё по обыкновению проводятся опросы, и судя по ним, свои симпатии зрители отдали тонкой драме "Нашествие варваров" (Les Invasions barbares) канадского мэтра Дени Аркана. В 80-е годы он был любимцем Канн - его по-чёрному ироничный "Закат американской империи" (Le Declin de l'empire americain) отмечен наградой ФИПРЕССИ, тогда как бескомпромиссная сатира "Иисус из Монреаля" (Jesus de Montreal) удостоилась призов сразу двух жюри, основного и экуменистического. Новая картина Аркана является продолжением того самого "Заката..." 17 лет спустя. В первом фильме Аркан сталкивал лбами мужчин и женщин, четырёх преподавателей университета с их жёнами. Одного из них играл Реми Жерар, и в "Нашествии варваров" он становится центральным звеном действия. Его герой умирает от рака и собирает вокруг себя старых друзей и возлюбленных, вспоминая о прошлом, зная, что не увидит будущего. Пожалуй, лента Аркана единственная, умудрившаяся по части призов быть поощрённой и рядовыми зрителями и высоким жюри - от него "Варвары" получили премию за сценарий и лучшую женскую роль (Мари-Жози Крозе, сыгравшая наркоманку Натали, снабжающую Реми героином). Причём, обе вышел принимать сам Аркан, Крозе поспешила покинуть Лазурный берег.

Вот он, виновник возмущения - Гас ван Сэнт со своим "Слоном" (Elephant), а теперь ещё и с "Золотой Пальмовой ветвью". Больше того, ван Сэнту присудили награду и за лучшую режиссуру, вопреки обыкновению равномерного распределения самых важных призов. Кое-кто рассмотрел в этой щедрости публичный жест открытого гея Патриса Шеро в адрес также открытого гея ван Сэнта, своего рода знак солидарности с коллегой меньшевистской сексуальной ориентации. Конечно, всё это чушь, и призовые регалии автор "Аптечного ковбоя" и "Моего личного штата Айдахо", выдвигающий почтение к творчеству Стэнли Кубрика в ранг кредо, получил за актуальность, непредвзятость и аллегоричность своей работы о школьных преступлениях в США. Речь идёт о всё том же случае кровавой трагедии, развязанной двумя школьниками Эриком Харрисом и Диланом Клеболдом в Columbine High School штата Колорадо, который задокументировал в своём фильме "Боулинг для Колумбины" (Bowling for Columbine) Майкл Мур, завоевавший за него "Оскар". Харрис и Клеболд расстреляли 12 своих однокашников, учителя, после чего покончили с собой. По следам происшествия, поставившей на уши всю Америку, был инициирован громкий процесс на предмет влияния насилия в масс-медиа на подростков, но суд отверг его. Заглядывавшийся в последнее время на Голливуд ("Умница Уилл Хантинг", "Найти Форрестера"), ван Сэнт вернулся к истокам независимого течения, и в картине сопровождает музыкой Бетховена (страсть к классике явно от Кубрика) движущееся по наклонной действие, которое мы видим глазами самих школьников. Нельзя не вопросить, а причём тут собственно слон? Ван Сэнт признался, что некогда смотрел одноимённую британскую документалку о насилии в Северной Ирландии. Дело всё в размере проблемы, т.е. она громадна, как слон. Режиссёр даже применил очевидную метафору, когда слон сидит посреди комнаты, но его никто как бы не видит.

Ряд солидных изданий США, у редакций которых определённо не улеглась иракская эйфория, выступили с обвинением Канн в "антиамериканизме". И "Слон" тут сыграл, наверное, ведущую роль, но ведь есть ещё и "Догвилль" (Dogville) соловья-разбойника Ларса фон Триера. Им датский "догматик" начал свою новую трилогию (после "Идущей по волнам", "Идиотов" и "Танцующей в темноте") под условным названием "Америка - страна возможностей", и каких таких возможностей фон Триер демонстрирует со свойственной себе эстетской изощрённостью. В 1930-х годах женщина по имени Грэйс сбегает из дома от папочки-бандита, мораль которого заключена в его пушке. Грэйс это не понравилось, но всё, чем наставлял он на путь истинный свою дочь оказалось правдой - убежав подальше от родного крова Грэйс очутилась в мире безнаказанного преступления, в маленьком городке Догвилль, что в Скалистых Горах. Он приютил её, но она стала его узницей. Впрочем, классно отмщённой. Протест консервативно настроенных американцев возник и из-за того, что роль Грэйс исполнила Николь Кидман, после "Оскара" за Вирджинию Вульф в "Часах" котирующейся, как лучшая актриса Америки. Но всё же "Догвилль" проигнорировали по всем статьям. Он полон ностальгии по телеспектаклям 70-х, переданной отсутствием фактических декораций и натурных съёмок, взамен которых пришли манипуляции с ручной камерой, светом и звуком на пороге кинотриллера и классической литературной драмы. "Если кадр слишком красив, при монтаже я его вырезаю" - по такому принципу творит фон Триер. И Кидман его разделяет, причём, настолько, что готова сняться и в двух остальных фильмах заявленной трилогии. А началось всё вот как: когда Николь впервые пришла на студию к фон Триеру, то он показал ей на угол и спросил "Видишь эту собаку? Ты должна её погладить, но так, чтобы она не залаяла". В стороне на земле был только профиль нарисованной собаки, и с этого момента Николь была пленена стилем борца за натуральность в искусстве кино.

Гран-при жюри, вторая по весомости награда Канн, была вручена Стингом под мощные овации (в адрес Стинга) турецкой драме Нури Бильге Цейлана "Дистанция" (Uzak), два непрофессиональных актёра из которой Мехмет Эмин Топрак и Музаффер Оздемир завоевали призы и за лучшее мужское исполнение. Но порадоваться за столь высокое признание не довелось Топраку, погибшему в автокатастрофе в декабре 2002-го года в возрасте всего 28 лет. Сыграли Топрак и Оздемир двух стамбульских кузенов, находящих меж собой общие идеалы. Кино урбанистически красивое и меланхоличное, камера которого изящно передаёт городские мотивы. Двигаясь по оставшимся категориям, мы грозим набрести на 23-летнюю девушку из Ирана Самиру Махмальбаф, дочь местного светилы Мохсена Махмальбафа ("Кандагар", "Миг невинности"). Она представила на конкурс картину "В пять часов по полудни" (Panj e asr), в которой юная афганка в призрачных мечтах строит планы о том, чтобы стать первой женщиной-президентом в истории страны. Заслужив призы от основного и экуменистического жюри, Самира высказалась в том духе, что лично она не желала бы стать президентом в мире, где самой важной персоной является президент Буш. А последним награждённым героем мы отметим, конечно же, нашего Александра Сокурова, далёкого от политики, премированного жюри ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинокритиков) во главе с российским же специалистом Андреем Плаховым, завсегдатаем Канн. Кто помнит, 6 лет назад Сокуров уже обращался напрямую к теме отношений родителей в фильме "Мать и сын", и теперь решил поговорить о проблеме уже "отцов и детей". Как и в турецкой "Дистанции" в главных ролях заняты непрофессионалы - Андрей Щетинин (отец), пришедший из кинобизнеса, и Алексей Немышев (сын) из военного училища, где Сокуров его увидел, делающим сложное сальто на брусьях. В интервью режиссёр поблагодарил за заслуженный приз: "Его присуждение находится вне давления, вне всякого рода фестивальных интриг, поскольку решение о нём выносят критики. Я знаю, что этот приз очень ценил в своё время Тарковский. Это чистая премия, честная. И очень важно, что её получила именно эта картина".

Гром и молнии фотоаппаратов сверкали на внеконкурсной премьере мирового масштаба - "Матрицы: Перезагрузки" (The Matrix Reloaded) Энди и Ларри Вачовски. Произошло это 15-го мая в присутствии продюсера Джоэла Сильвера, и актёров Киану Ривза, Кэри-Энн Мосс, Лоуренса Фишбёрна и Моники Белуччи (она осталась вести церемонию закрытия фестиваля). Сами братья своего носа не показали, будучи по уши увязшими в постпродакшне "Матрицы: Революции". Впрочем, они и без того известные затворники и в каннском плане это роднит их с самим шведским классиком Ингмаром Бергманом (и это единственное, что их с ним роднит). Журналисты второй серией "Матрицы" остались разочарованы и возмещать потери опять же вне конкурса пришлось франко-австрийской драме Михаэля Ханеке ("Забавные игры", "Пианистка") "Время волка" (Le Temps du loup) с Изабель Юппер и Патрисом Шеро. В виду последнего, кстати, фильм и не попал в конкурсную программу. В одной древней-предревней германской поэме было такое выражение "время волка". Им означался период перед концом света. Вот и у Ханеке показан хаос борьбы за выживание матери двоих детей перед Армагеддоном. Мнения публики и критики разделились, не зная, как же найти общий камень преткновения. Единственным же случаем, когда буквально весь Канн был заодно, стала презентация долгожданного "Терминатора 3: Восстания машин" (Terminator 3: Rise of the Machines), на которую прилетел сам Арнольд Шварценеггер и актёры научно-фантастического триллера Джонатана Мостоу Кристанна Локен, Ник Сталь и Клэр Дэйнс. Киноманы всех стран объединились, приветствуя Арнольда, а журналисты наперебой выставляли презентацию третьего "Терминатора" самой громкой внеконкурсной сенсацией 56-го Каннского кинорандеву. Продолжилась вечеринка на выстроенной в футуристическом стиле вилле легендарного кутюрье Пьера Кардена, в 2002-ом году в аналогичной манере пригласившего к себе команду 20-ой серии "бондианы" в честь её 40-летия. Ну и закрылся очередной фестиваль фестивалей отреставрированной копией великого произведения Чарли Чаплина "Новые времена" (Modern Times), на показе которого стоя аплодировали большому семейству наследников гения XX века. На такой мажорной ноте Канн и попросил обласканных солнцем внимания киношников.


Павел КОРТУНОВ

Ведущий рассылки и автор сайта www.kinomania.ru:
Влад Момджян   a.k.a.   Alter-Ego
alter-ego@mtu-net.ru
http://www.kinomania.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное